Журнал-Антураж.РФСобытияЭкскурсия в дом-музей Константина и Виктора Мельниковых

Экскурсия в дом-музей Константина и Виктора Мельниковых

Архитектура
 Константин Мельников, строительство, архитектура, Россия, идея, проект, личность, память, музей, СССР, Михаил Коновалов

Экскурсия в дом Константина Мельникова 17 сентября 2021. Георгий Федорович рассказывает об экскурсии в фотографиях на ФБ
Фото: Георгий Федорович рассказывает об экскурсии в фотографиях

„Вау! Счастье, что дом стоит и интерьеры сохранились со всей обстановкой! Попасть туда непросто, но шанс есть у всех - ловите билеты на сайте Музея архитектуры…“

В Кривоарбатском переулке 10 с начала 20 века приютился очень интересный дом из двух разно-уровневых пересекающихся цилиндров. Это дом знаменитого архитектора того времени Константина Степановича Мельникова. Дом праву считается самым известным образцом советского авангарда.

Кривоарбатский переулок 10. Дом Мельникова. Фасад. Фото Георгий Федорович

Кривоарбатский переулок 10. Дом Мельникова. Фасад. Фото Георгий Федорович

Строился дом в период с 1927 по 1929 годы. Проект строения выполнен с использованием новаторских конструктивных архитектурных решений, продуманным устройством внутреннего объема, функциональной и эргономичной распланировкой внутренних площадей.

Дом Мельникова – не только архитектурная икона, но и невероятный строительный и инженерный объект. Невероятный в своей простоте и низкой технологичности, сочетающейся с хорошо продуманными, со-масштабными человеку связями (звуковыми, зрительными) внутри Дома.

«Воздушный телефон» – система коммуникаций внутри и вне здания. Перед домом обнаружены остатки труб линии оригинального «воздушного телефона», соединявшей первый этаж с уличной входной калиткой в переулке – прообраз современных домофонов.

Идея о строительстве собственного дома-мастерской возникла у Мельникова уже в годы учебы в «Московском училище живописи, ваяния и зодчества». На первых порах, когда появилась такая возможность, архитектор посчитал, что лучше купить уже готовое здание и перестроить его согласно своим видениям будущего жилища.
Кардинально меняется видение архитектурной составляющей собственного дома в начале 1920-х годов, когда Мельников набросал эскизы будущей постройки, но уже выполненные в новаторском стиле.
Теперь архитектор решил возвести не просто жилой дом, а дом-мастерскую, где должны были органично разместиться, в его видение, бытовая и рабочая пространственные зоны.
Первоначально дом Мельникова планировалось строить в два этажа с планировкой в виде квадрата. Форма двух сопряженных окружностей и цилиндрические стены стала окончательным вариантом в 1922 году, хотя до этого разрабатывались и овальные, и даже яйцеобразные здания.

К началу строительства здания в Кривоарбатском переулке приступили в тот период, когда в стране подходила к концу эпоха НЭПа и вместо частных строений в Советском Союзе больше строили так называемые дома-коммуны.
Неизвестным образом Мельников получил в 1925 году отдельный участок в центре города, в Кривоарбатском переулке, под личную застройку, что стало нонсенсом для Советской Москвы. Но заслуги его тогда были внушительными: это и признание его архитектурного таланта в стране и за рубежом; и участие в проектировании саркофага для мавзолея Ленина; и, к тому же, придание новострою статуса экспериментального дома для дальнейшего применения в массовом строительстве.
Проект дома, утвержденный в 1927 году, предполагал экспериментальное сооружение, идея которого заключалась в использовании круглых форм, экономящих строительные материалы с перспективой массовой застройки молодой Советской России такими цилиндрическими домами-коммунами.

Дом площадью 250 м2 был построен за два года на личные средства архитектора. Единственный вход в здание расположен на Кривоарбатском переулке в срезанной части малого цилиндра. Фасад дома привлекает к себе внимание огромным окном, расположенным над входной деревянной дверью.

Начало строительства и архитектура

В процессе возведения Мельников продолжал прорабатывать внутреннюю планировку.
Стены жилища с устроенными двумястами шестиугольными окнами возводили при помощи особой кладки, которую разработал сам Константин Степанович. Это новшество позволило не использовать в конструкции несущие столбы, а также стабилизационные перемычки. В дальнейшем часть разработок, которые были применены при строительстве этого дома в Кривоарбатском переулке 10, архитектор запатентовал как изобретения и использовал в других своих проектах.
Стены дома Мельникова сложены из красного кирпича в виде ажурного сетчатого каркаса. Кладка проводилась с четким сдвигом как вдоль стены, так и поперек нее, следствием чего стало возможным устроить на плоскостях порядка 100-200 оконных проемов (точное их количество так до сих пор и неизвестно, т.к. часть из них в процессе эксплуатации здания была заложена и к настоящему времени их осталось всего чуть более 60, причем, вместе с нишами).
Многие специалисты считают, что при проектировании конструкции здания Константин Мельников использовал и наработки инженера Владимира Григорьевича Шухова, с которым тогда тесно сотрудничал.
Преимущества цилиндрической формы зданий Мельников аргументировал экономией материалов, приводя при этом геометрические расчеты.

Современники по-разному оценивали это архитектурное творение: некоторые критиковали, некоторые восхищались. Но несмотря ни на что, к дому Мельникова стали часто приходить простые люди, а в гости к хозяевам заглядывали известные личности.

Планировка дома-мастерской Мельникова

Главный фасад возведенного дома выходит в Кривоарбатский переулок. В усеченной части меньшего цилиндра был устроен единственный вход в это жилище, с двух сторон от которого располагаются большие окна обычной прямоугольной формы.

Фото макета дома мастерской в разрезе

Фото макета дома мастерской в разрезе

Все окна и двери в доме имеют нестандартные размеры и своеобразную архитектуру. Окна на первом этаже имеют уникальную расстекловку в виде углов, образующих «Пифагоровы штаны». Распашные двери входной части при движении также образуют новые линии и углы. Этим Мельников постоянно напоминает о внутренней геометрии здания.

Внутри дом наполнен множественными визуальными иллюзиями и оптическими эффектами, которые нас встречают уже при входе. Тема игры и трансформации пространства дома является самым главным достижением архитектора. Чтобы напомнить, что мы находимся в круглом доме, стену напротив фасадной стены украшает круглое зеркало.

В центре первого этажа расположено свободное пространство, из которого можно попасть во все помещения как на первом этаже, так и в помещения по лестнице наверх. Столовая, кухня, туалет, ванная, при переходе в северный цилиндр — комнаты для приготовления уроков для детей, гостиная – комната хозяйки.

Первоначально весь первый этаж морально и материально должен был принадлежать жене Константина Степановича – Анне Гавриловне, где она должна была хозяйничать. Когда Мельников понял, что он не будет возводить третий этаж в южном цилиндре, ему пришлось пространство первого этажа сократить, и вместо предполагаемой кладовки появились детские комнаты.

В связи с тем, что конструктивной основой дома являются круглые стены, основные перегородки дома - это всего лишь ширмы, пустые стены, и Мельников в любой момент мог перекроить свой дом, что он и делал не раз. Для усиления прочности дома он возвел колонны на стыке двух цилиндров, которые не были обозначены на плане и были обнаружены только недавно сотрудниками музея при простукивании стен после перевода дома в статус дома-музея.

При попадании в дом, мы забываем, что попали в дом великого русского авангардиста, так как попадаем в мещанскую обстановку не очень богатой семьи, где вся мебель либо была куплена в антикварной лавке и на блошиных рынках, либо перевезена из коммунальной квартиры, в которой Мельников жил с семьей до строительства дома.

Благодаря правильному устройству теплообмена, дом хорошо держит тепло. Обогревается дом очень быстро, за 10-15 минут тепловой камерой размером примерно 6*2,5 м, расположенной в подвале в зоне под столовой. Печка, которая отапливалась углем, нагревала камеру и через воздуховоды теплый воздух попадал в дом. Дом хорошо протапливался не более двух раз за холодный сезон, а в остальное время — температурный режим просто поддерживался.

В северной части цилиндра мы встречаемся с цветовой индексацией, идею которой Мельников взял у Корбюзье. Цвет на потолке есть в детских комнатах, синий треугольник в комнате сына, желтый — в комнате дочери, а в комнате хозяйки весь потолок лилового цвета.

Внутреннее пространство

Внутреннее пространство дома было хорошо организовано, несмотря на его необычные формы.

На первом этаже, включающем оба цилиндра, располагались:
передняя (6,3 квадратных метра),
столовая (17),
небольшая кухня (7) с устроенной вентиляцией,
санузел и ванная,
две детские (по 4,5),
гардеробная (11),
рабочая комната для жены архитектора (5,4),
коридор (11,7)
На втором этаже находились парадная гостиная (50), единственная спальня в доме (43), причем, для всех членов семьи сразу.
На третьем этаже была устроена мастерская Мельникова (50) с выходом на террасу.

Дом Мельникова. Мастерская. Фото Георгий Федорович

Дом Мельникова. Мастерская. Фото Георгий Федорович


Константин Мельников проживал в этом доме до своей смерти в 1974-м и завещал его детям. Здание является объектом культурного наследия народов России. В настоящее время в доме расположен Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых.


Автор текста Михаил Коновалов

poliinform.ru – "Экскурсия в дом Константина Мельникова | Полиинформ"
(20.09.2021)




Дата: 20.09.2021 (Прочтено: 25)
Copyright © Журнал-Антураж.РФ   Все права защищены.


Напечатать статьюНапечатать статью
Отправить статьюОтправить статью

Комментарии к статье

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста авторизируйтесь или зарегистрируйтесь.
(Для регистрации надо иметь E-mail и подтвердить регистрацию)



При цитировании материалов ссылка, гиперссылка для Интернет, обязательна.

[ 27.10.2021 05:41:35 ]